Виртуальная выставка «Светлоликая Далбар Хотун»
(одежда и украшения якутской женщины ХIХ-ХХ века)
Данная выставка является презентацией одной из коллекций Нюрбинского музея Дружбы народов им. К.Д. Уткина. Некоторые предметы выносятся на публичное обозрение впервые.
Народное художественное искусство саха в ХIХ веке достигает своего наибольшего развития. В этом ключе комплект женской одежды и украшений является одним из самых комплексных и нарядных в народном искусстве данного периода. В комплект женского съемного праздничного наряда входят: начельник, грива, шейно-нагрудные и наспинные украшения, накосник, пояс с набедренными подвесками, пара браслетов, серьги, кольца.
Комплект одежды состоял из шубы “бууктаах сон”, шапки “дьабака”, обуви “этэрбэс”, летнего платья-халадаай, жилета-кэһиэччик и др.
С укреплением роли христианства во второй половине XIX века появляется новый вид украшения – нагрудный крест – сүрэх (сердце). Мастера изготовляли их по тому же принципу, что и “илин кэбиhэр”, но это было уже отдельное украшение без гривны, носимое на широкой ажурной цепочке.
Девичий накосник – “суhуох симэҕэ” или “киистэ” имеет конструкцию, состоящую из трапециевидных пластинок. Накосник длиной в среднем около 30 см. шириной 4-9 см прикрепляется к косам с помощью ровдужных ремешков.
Пояс – кур, необходимый атрибут верхней одежды. Различают мужской и женский пояса. “Сирэй көмүс кур” входил в придание невесты. Это широкий кожаный пояс со сплошным серебряным набором. Длина варьирует в пределах 90-130 см, ширина 4-8 см. Сплошной набор состоит из четырехугольных гравированных пластинок числом 12-20, по бокам и сзади пришивается большая круглая нарядная пластина. Набедренные подвески – өттүк симэҕэ прикрепляются на кольцах к женскому поясу с двух боков. Более яркие по колориту благодаря разноцветным бусам вперемежку с серебряными трубочками и разнообразными подвесками внизу, они придают женскому костюму богатый нарядный вид. Кроме того, это украшение имеет сакральное значение. Поскольку женские шубы и пальто не имели карманов, то вещи первой необходимости – такие, как кисет, кресало, игольница, ухочистка и ланцет – становились частью украшения.
Парные браслеты-бөҕөх носили женщины и дети на запястьях обеих рук. Высота женских браслетов из коллекции музея колеблется в пределах 6,2-8.8 см, детских- 4-5 см. Рисунок орнамента неповторимо индивидуален, но общим является то, что поверхность браслета разделяется по кругу на узкие пояски в несколько ярусов, которые заполняются сочным растительным орнаментом.
Девушки придерживали волосы с помощью длинных серебряных гребней изогнутой формы. Все предметы женских украшений имели роль защиты.
Орнамент ювелирных изделий поражает богатством и разнообразием. Характер орнамента свидетельствует о древних корнях народа саха. Геометрический орнамент на штампованных формах украшений из меди и серебра и в виде квадратов. Влияние звериного стиля скифо-сибирского времени сказалось на изображениях луках седел, подвесок “өттүк симэҕэ”, “көмүс ат” и др.
Традиции ювелирного искусства народа саха сохранились до наших дней, хотя и изменилась его первоначальная функция.